top of page

Аэропорт:

Маршрут: Ираклион - Херсониссос - Хания - Ретимнон - Агиос Николаос.

Автомобиль:

RENAULT CLIO

Карта путешествия:

Вот и пролетели две отпускные недели. И пока еще трудовые будни не стерли отпускной загар, пришло время поделиться впечатлениями.
  Вообще в этом году получилось все как-то скомкано. Мы всегда готовимся к отпуску очень основательно, а тут грандиозные планы поездки на экзотическую Мадейру по разным причинам не осуществились, даже простое решение провести неделю в "коммунизме” (All inclusive) в Турции не удалось осуществить (здесь уже виноват мировой терроризм). Пришлось принимать решение буквально в течение нескольких часов. В итоге интенсивных переговоров с турагенством получили неожиданную, но несколько однообразную комбинацию: неделя, точнее 8 дней, на Крите и затем еще 5 дней в Болгарии на Золотых песках.

Вот о критской неделе и пойдет речь.
  Итак, на четырех человек мы получили два пакета "полет + гостиница”, включающих чартерный полет, трансфер аэропорт – гостиница в оба направления, полу-пансион в двухместном номере в гостинице 4* Grand Hotel Holiday Resort.
  В этот раз у нас был расширенный экипаж. К нам присоединилась еще одна пара.
Мы уже неоднократно путешествовали в таком составе, поэтому были только рады
их участию в очередном отпускном мероприятии. Они получили такой же пакет, но в гостинице 5* Creta Maris.

Чартерный полет на еще нестаром BOING-757 по маршруту Тель-Авив - Ираклион в исполнении израильской компании ISRAAIR занял всего час с небольшим.

Теперь о гостиницах. Обе расположены в районе Херсониссоса – этой ночной столицы Крита.
  Creta Maris – одна из наиболее популярных и раскрученных гостиниц, о ней достаточно много информации в Интернете, включая подробное описание, фотографии, а также многочисленные отзывы.
  Grand Hotel Holiday Resort - менее известная гостиница. О ней мы нашли только довольно краткое описание, да и то не совсем точное, а отзывов практически не было.
Но эта гостиница заслуживает более подробного описания, и не только потому, что именно мы отметили ее своим вниманием.
Но и здесь, как затем выяснилось, много неточностей.
  Например, там написано, что "отель расположен на территории курорта Херсониссос, в 2, 5 км. до центра”, а на самом деле он расположен за чертой города, и 2.5 км, а может и все 5 км, только до городской черты.
  Наверное, именно некоторая удаленность отеля от города плюс слабая инфраструктура ближайших окрестностей снижает его популярность. Да и удаленность морского пляжа (300-350 м через дорогу) также можно отнести к недостаткам, но на этом недостатки заканчиваются, все остальное на высшем уровне и полностью соответствует объявленным 4*.

Отель относительно новый (2001), построен в стиле "модерн”, расположен на склоне горы, как бы на нескольких уровнях. Территория очень чистая, ухоженная.

На нижнем уровне, примыкающем к шоссе, находится главный корпус с Reception, основным рестораном, конференц-залом. Перед главным корпусом – площадь и просторная автостоянка.
  На каждом из последующих уровней (всего четыре, каждый имеет свое наименование) находятся плавательные бассейны с морской водой, вокруг которых расположены жилые коттеджи, объединенные в двух - трехэтажные блоки. Причем каждый номер имеет отдельный вход, террасу или балкон. Практически все номера обращены к морю и с балкона открывается прекрасный морской пейзаж.
  Номера просторные (около 25 кв.м), кондиционированные, ванная комната также просторная, сантехника новая, все очень чисто, уборка и смена многочисленных полотенец – каждый день, смена постельного белья – каждые три дня.

Мы получили два смежных номера на втором уровне, который называется Relaxing Pool. Как оказалось, каждый уровень имеет свое предназначение или ориентацию.
Например, на первом уровне – Main Swimming Pool – проводятся все дневные увеселительные и анимационные мероприятия, на третьем – Children Pool – все для детей. У нас же – тишина и покой, это очень устраивало нас. На нашем же уровне расположен амфитеатр, где каждый вечер силами многоязычной анимационной команды (немцы, итальянцы, французы, греки, румыны) на приличном профессиональном уровне проводились представления. Например, нам показали мюзикл Cat’s, фрагменты из других популярных мюзиклов, в т.ч. Chicago.

О еде. У нас был полу-пансион, т.е. двухразовое питание (завтрак и ужин) в основном ресторане со "шведским столом”, набор блюд достаточно широкий, но несколько однообразный, все свежее и по-домашнему вкусное. Что немного напрягало, так это напитки за ужином за небольшую, но дополнительную плату. Кроме ресторана, в отеле есть несколько баров, где мы также отметились, потягивая, кто экзотический коктейль, кто рюмку добротного коньяка Metaxa.

Спортивная инфраструктура достаточно развитая, но, опять же, за дополнительную плату. Например, час игры в теннис стоит 18 Euro на двоих, включая аренду корта, ракеток и мячей. Мы посчитали это дорогим удовольствием и ограничились бильярдом (2 Euro за игру на двоих) и, конечно же, настольным теннисом (бесплатно!). Мы даже победили в небольшом международном (!!!) турнире. Учитывая нашу почти профессиональную подготовку в этом виде спорта, это было несложно. Мы с Пашей играли на публику и выдали феерический финал, где удача улыбнулась одному из нас. Но как красиво все было организовано! Особенно награждение в амфитеатре! Мы получили дипломы 1-й и 2-й степени с автографами всей анимационной команды.
  Помимо развлечений в нашей гостинице, мы несколько раз ездили в Creta Maris, где проводили почти целый день. Действительно, очень высокая гостиница, но несколько шумная и суматошная, Grand Hotel показался нам более уютным.

Теперь о самом интересном развлечении – поездках по острову.
  Несмотря на скомканную подготовку к поездке, мы были неплохо осведомлены об интересных местах на острове. Естественно, не смогли охватить все, да мы и не пытались это сделать. Многим пришлось пожертвовать, например, отказались от морской поездки на остров Санторини, от поездки в ущелье Самарья, даже не побывали в Кноссосе и пещере Зевса. Тем не менее, мы побывали в трех городах-жемчужинах острова: Хания (Chania) и Ретимнон (Rethimnon) на западе и Агиос Николаос (Agios Nikolaos) на востоке, а также успели съездить на южное побережье.

Для путешествий по острову мы арендовали два автомобиля. Обычно мы заказываем машины заранее, но здесь, во-первых, нам не нужна была машина на всю неделю, во-вторых, так нам рекомендовали. Мы воспользовались услугами турагента, встречавшего нас еще в аэропорту Ираклиона. Получилось все очень удачно. Накануне мы связались с ним по телефону, оговорили все условия, а на следующий день утром, точно в назначенное время, обе машины нас ждали на автостоянке у главного корпуса отеля. Мы получили две машины: Renault Clio и Tojota Yaris. Быстро уладив все формальности с представителями фирмы, которые и пригнали машины, мы отправились в первую поездку по острову.

Наш путь лежал вдоль северного побережья на запад, в направлении Хании.

Несколько слов о дорогах Крита. Несмотря на сложный ландшафт, дорожная сеть достаточно развита. Единственная скоростная дорога тянется вдоль северного побережья, где сосредоточены все основные города. Есть несколько новых участков, в районе Ираклиона и Ретимнона, представляющих современную многополосную трассу, близкую к европейскому уровню. В основном же дороги с одной полосой в оба направления. Много участков с горным профилем, в изобилии крутые повороты. Здесь пришлось констатировать, что машины мы выбрали не совсем подходящие: 1200 кубиков маловато для таких дорог. Из особенностей вождения автомобиля на острове обратили внимание на то, как местные водители используют обочину дороги. Дело в том, что они используют ее как дополнительную полосу движения, но не для обгона, а наоборот, чтобы уступить дорогу. Сначала было очень непривычно, даже не понимали, что происходит, потом привыкли.

Итак, Хания – город жасмина и венецианская красавица. Действительно, колоритный городок. Но, начитавшись путеводителей и рассказов туристов, мы ожидали что-то более впечатляющее. Может быть, дальняя дорога (все-таки, 170 км) и блуждания по городу в поисках удобной стоянки несколько утомили нас и поэтому этот, безусловно, симпатичный городок не произвел на нас ожидаемого впечатления. Мы, вроде бы, посмотрели все основные достопримечательности: крестообразный крытый рынок Агора, храм Святого Николая, мечеть Кучук-хасана, морской музей, крепость Фиркас, но, пожалуй, единственное место, которое запомнилось, и будет ассоциироваться у нас в памяти с Ханией, это круглый венецианский порт. Красивое место!

Мы долго здесь гуляли. С портом у нас были связаны еще особые ожидания: здесь расположены рыбные рестораны и множество кофеен. Следуя советам, почерпнутым из рассказов туристов, найденных на бескрайних интернетовских просторах, мы прошли на восточную сторону порта, за венецианские верфи. И здесь уже в первом или втором ресторане, что называется, оторвались на рыбном меню. Главным номером программы был рыбный микст, включающий до полутора десятка наименований разных рыбешек и морепродуктов. Блюдо рассчитано на двоих, но оно было столь огромно, что мы едва справились с ним вшестером.
  А вот с горячим шоколадом произошел неожиданный облом. Мы облюбовали одну уютную кофейню, уже расположились и заказали, вдруг смущенная официантка объявляет, что… шоколад окончился. Уж не знаем, была ли это шутка или действительно такое бывает, но покидали мы Ханию с чувством неудовлетворенности, к тому же опять блуждали в поисках выезда из города.

На обратном пути, чтобы освежиться, заехали на пляж в местечке Каливес (Kalives), но море штормило и особого удовольствия снова не получили. Дальше поехали без остановок.

На следующий день для разнообразия поехали на восток, в сторону Агиос Николаос.
Дорога ближе и проще. По дороге видели остатки ветряных мельниц, которые были когда-то символом этой местности. Доехав до Агиос Николаос, в город решили пока не заезжать, а повернули на север вдоль побережья в сторону городка Элунда (Elounda). В путеводителях этот городок сравнивают с французским Сан-Тропе. Несколько лет назад мы были на Лазурном берегу, в т.ч. побывали в Сан-Тропе. Действительно, Элунда чем-то напоминает своего знаменитого собрата. Такие же уютные улочки, такая же бухточка с шикарными яхтами на приколе. Вокруг отели высокого класса и множество вилл, своим видом свидетельствующих об уровне благосостояния хозяев.
Из Элунды мы собирались на катере добраться до острова Спиналонга и там погулять. Но и сегодня не дано было осуществить наши планы: море опять штормило и катера не ходили. Поэтому ограничились загоранием и купанием на муниципальном пляже. Уплатили символическую плату и с комфортом расположились почти у воды. Пляж расположен как бы в заливе в очень живописном месте: прямо напротив холмистые склоны острова Спиналонга, справа марина с яхтами, слева невысокий горный хребет, на котором видны лепестки пропеллеров ветряков. Было не жарко, дул освежающий ветерок, и мы с удовольствием провели здесь пару часов.

После пляжа вернулись в Агиос Николаос. Быстро нашли удобную парковку для машин прямо на набережной недалеко от центра и неспешно пошли бродить по городу в направлении озера Вулизмени. Очень симпатичный городок расположен на склонах горной чаши вокруг круглого озера, соединенного узенькой протокой с морем. На берегу озера масса ресторанов и кафе. Не без труда выбрали один из ресторанов, показавшийся нам наиболее подходящим и уютным. Особенно вкусным и аппетитным был хлеб, который выпекали прямо у нас на глазах.

Третья, последняя, поездка оказалась самой удачной и интересной. У нас, наконец, получилось осуществить все, что планировали в этот день. Мы снова двинулись на запад. Быстро проскочив Ираклион, через несколько километров съехали со скоростной дороги и направились в Фоделе (Fodele). Эта деревня – родина знаменитого художника Эль-Греко. Осмотрев центральную площадь с бюстом Эль-Греко и его дом-музей, вернулись на основную дорогу и продолжили путь в сторону Ретимнона.
Доехав до него, мы повторили вчерашний маневр: в город не поехали (успеем на обратном пути), а повернули на юг в сторону Спили (Spili). Проехав около 30 км по горной, но не очень сложной дороге, в районе Коксаре (Koxare) снова повернули на юг, т.к. основная дорога уходила на восток.
  Через несколько километров мы въехали в горное ущелье со сложным названием Каньон Курталиотико (Kourtaliotiko Canyon). Причем в ущелье попадаешь вдруг: поворот и… дорога оказывается зажатой между скал. Увидев площадку посреди ущелья, мы остановились, чтобы запечатлеть эту красоту. Кто-то открыл дверь машины и… ее чуть не сорвало: в ущелье дул сквозняк страшной силы. Для того чтобы снимать видеокамерой или фотографировать, нужно было встать в стойку, иначе рискуешь быть сбитым с ног. Ущелье небольшое, наверное, меньше километра, но суровая красота потрясающая!

Двинулись дальше в сторону побережья. На одном из перекрестков остановились. Надо было решить, куда двигаться дальше. Здесь можно было оставить машину и двигаться к побережью пешком вдоль реки, в верховьях которой мы находились, но тогда мы не попадаем в монастырь Превели (Preveli). Поэтому решили двигаться дальше на машине к монастырю, а на побережье выйти другой дорогой.
  По дороге к монастырю остановились возле интересного памятника: возле небольшой стелы стоят фигуры монаха, причем с винтовкой, и десантника с полной выкладкой, судя по форме, английского. На стеле что-то написано по-гречески и по-английски, из чего мы поняли, что речь идет об освобождении Крита от немецких фашистов во время Второй мировой войны.
  А вот и монастырь. Припарковав машину на просторной стоянке, подошли к ее краю, обращенному в сторону моря. Отсюда открывался шикарный панорамный вид на море и окрестности.
  На входе на территорию монастыря сидел парень в цивильном. Он продавал входные билеты и выдавал женщинам юбки разных размеров и расцветок. Тут нас ждал сюрприз: услышав нашу русскую речь, парень сказал, что мы можем проходить бесплатно. Кроме того, наряды наших женщин не противоречат их строгим нормам. Так мы оказались на территории этого мужского монастыря. Территория очень красивая и ухоженная. Монастырь находится на вершине горы и обращен в сторону моря. На территории много смотровых площадок, с которых открывается живописный вид на море и окрестности. Виды фотографировать можно, а вот монахов – строго запрещено.
  Когда один из нас попытался это сделать, монах, на которого был направлен объектив, вполне красноречивым жестом дал понять, что это делать нельзя. Осмотрели небольшой музей, где выставлены различные атрибуты из одежды и украшений.
  Покинув территорию монастыря, вернулись немного назад и увидели дорогу, как нам показалось, ведущую к морю. Начали спускаться, но оказалось, что дорога заканчивается стоянкой, а к морю надо идти пешком. Делать нечего, паркуем машину и пытаемся спуститься к морю, очень хочется увидеть знаменитый песчаный пляж Превели с речкой, впадающей в море. Но тут нас ждет неприятный сюрприз: мало того, что спуск довольно крутой, серпантином извивается, так сама каменистая дорожка не рассчитана на элегантную, но далеко не спортивную, обувь наших женщин. Но до смотровой площадки мы все же добрались. И долго не могли оторвать взгляд от увиденной красоты. Невольно подумалось, что именно в этих местах снимаются рекламные ролики Баунти. Внизу открывалась фантастическая панорама ущелья, по дну которого сквозь пальмовую рощу текла спокойная речка. Ущелье расширялось к морю, образую песчаный пляж, а река делала вираж и впадала в море. Потом мы видели это место на открытках, но ракурс другой, со стороны моря.    Вдоволь наснимав на камеру и фото, вернулись на стоянку и двинулись обратно.

Нас ждал Ретимнон.

Ретимнон показался нам самым уютным из критских городов, по крайней мере, из тех, что мы видели. Его венецианские закоулки – не музей под открытым небом, а часть городской повседневности. Побродив по улочкам и насладившись какой-то особенной, но очень приятной атмосферой города, мы вышли к венецианскому порту. Здесь плотно прижимаются друг к другу магазинчики и таверны. А их столы стоят вплотную к морю, поэтому, чтобы пройти, приходится идти у самых витрин таверн, где на веревках помахивают щупальцами совсем живые осьминоги и хлопают хвостами рыбины, а настойчивые официанты-полиглоты выясняют у туристов, насколько они голодны. Вот одному из таких усатых дядечек не составило труда уговорить нас сесть за стол, особенно после того, как он показал нашим женщинам огромные королевские креветки. Процесс приготовления креветок и прочих яств проводился прямо на наших глазах, так что было не только вкусно, но и познавательно. Вот на такой вкусной ноте завершалась наша последняя поездка по острову.

Вернувшись из поездки, мы припарковали машины возле гостиницы, а ключи оставили на reception. Таким простым способом вернули машины.
Последние дни провели в гостиницах в уже привычных развлечениях.

В день обратного вылета, а это было 5 утра, нас даже накормили обычным плотным завтраком и на автобусе доставили в аэропорт.