top of page

Следующий день мы провели в отеле. Попробовали искупаться в океане, но удовольствия не получили из-за крупной гальки и неудобного входа и выхода из воды. Зато на бассейне мы были практически одни. Было облачно и мы загорали без риска обгореть. Кстати, еще об одной замечательной характеристике острова – практически отсутствует перепад температуры. Мы читали, что среднегодовая температура на острове 24 гр. Но все дело в том, что, например, в Funchal среднедневная температура те же 24 гр. У нас на балконе был градусник, расположенный в теневой стороне. В любое время суток температура колебалась от 22 до 26 гр. О чем еще можно мечтать?!
  Позже добрались и до настольного тенниса. Игровой зал мы нашли еще в первый день. Здесь много игр, но нас интересовали два, точнее, один из двух теннисных столов неплохого качества. Хотя освещение оставляло желать лучшего, но это не помешало нам интенсивно размяться, а затем сыграть часовой спарринг. Так что, и этот пункт нашей программы был выполнен. Правда, в этот раз обошлись без международного турнира, просто соперников не было. Остальное время провели на балконе.
  А ужинали опять в рыбном ресторане рядом с отелем.

Планируя путешествия, самое интересное мы оставляем ближе к концу маршрута. Вот и в этот раз в предпоследний активный день на Мадейре мы собирались выйти на большую дорогу – на левады. Многие приезжают на Мадейру только для этого.
  Левады представляют собой каналы для сбора воды, стекающей с гор. В первый период освоения Мадейры левады играли очень большую роль и были, по сути, системой водообеспечения на острове. А в последнее время левады приобрели еще одно назначение – они стали основой туристских пешеходных маршрутов. На острове есть десятки таких маршрутов разной степени сложности, проложенных вдоль левад, разрезающих остров вдоль и поперек.
  Мы выбрали самый популярный и один из красивейших маршрутов – Risco.
  По уже знакомой дороге мы быстро долетели до Ribeira Brava, снова повернули на север в сторону Sao Vicente. Не доезжая примерно полдороги до Sao Vicente, мы должны были повернуть на запад в направлении плато Paul da Serra.
  Но мы проскочили нужный поворот. Благо, на дороге много перекрестков с круговой конфигурацией. Мы без труда развернулись и, уже следуя в обратном направлении, увидели поворот с указателем Encumeada, как нам показалось в нужном направлении.
  Дорога уже привычно круто пошла вверх. Через несколько километров мы увидели большую автостоянку перед каким-то комплексом зданий и красиво оформленную вывеску с названием Encumeada. Чуть ниже автостоянки - множество грибков со столиками и скамейками. Отсюда открывался вид на окрестности, который снова удивил, напомнив и альпийские луга, и карпатские долины. На стоянке разговорились с собратьями-туристами, сверили карты и убедились, что мы на правильном пути.
  Продолжили путь наверх. Горы становились все суровее. Дорога, уже заметно уже, шла по уступу вдоль голых скал с редкой растительностью. Вот прошли тоннель, прорубленный в скале, без освещения, со стекающими по стенам и своду струйками воды. А вот мы уже над облаками.
  И вдруг как-то неожиданно выскакиваем на абсолютно ровное место. Перед нами простиралась голая степь с кое-где приютившимся низкорослым кустарником. Судя по карте, мы на плато Paul da Serra, на высоте 1595 метров. Фантастичности пейзажа добавляют десятки вращающихся лепестков пропеллеров ветряных электростанций, как бы перемалывающих облака.
  Еще через несколько километров увидели огромное количество автомобилей, припаркованных вдоль дороги, и указатель Rabacal.
  С трудом приткнув машину возле щита со схемами маршрутов, двинулись в дорогу. Сначала нам предстояло пройти 2 км вниз по асфальтированной дорожке до деревеньки Rabacal. Когда-то по этой дороге можно было спуститься на машине, но теперь въезд на дорожку с шоссе преграждал шлагбаум. А по самой дорожке сновал туда-сюда челнок – минибус. Это удовольствие стоит 2 евро с носа в одну сторону. Мы гордо проигнорировали минибус (мол, не для того мы сюда приехали) и бодро покатили на своих двух. Дорожка вилась по лесу, вокруг великолепная природа ущелья с благозвучным названием Ribeira da Janela и идти, тем более вниз, было одно сплошное удовольствие. Вскоре мы дошли до небольшой автостоянки с едва различимыми остатками разметки. Здесь как раз парковался монополист местного извоза – тот самый минибус.
  Мы подошли к развилке: одна стрелка указывала в направлении Risco (0.9 км), другая – 25 Fontes (2.4 км). Как и планировали, решили для разминки пойти на Risco. Тут обещали еще и красивейший одноименный водопад.
  Здесь мы увидели, наконец, что такое левада.

Канал с водой шириной до 50-70 см вился вдоль дорожки, а иногда, вдоль узкой тропинки, проложенной по горному уступу: с одной стороны, стена скалы и канал вдоль нее, с другой – горный скат или просто обрыв и пропасть. Дорожка на Risco относительно широкая и прямая, без резких перепадов, грунт хотя и каменистый, но утоптанный и довольно мягкий. Т.е. никаких горных навыков ходьбы не требует и нашей обуви в виде кроссовок оказалось вполне достаточно, чтобы комфортно гулять по этой леваде. Далее вы поймете, почему я так подробно описываю профиль дорожки.
  Итак, мы двинулись по леваде Risco. По обеим сторонам непроходимый лес, а вдоль самой дорожки заросли ягодных кустарников. Мы с удовольствием отведали спелой ежевики. На всем протяжении в леваду впадают ручейки, роднички, водопадики и просто стекающая влага. Мы попробовали воду из одного родничка: чистейшая, прозрачная и вкусная, но не ледяная.
  А вот и водопад Risco во всей красе. Белая пенистая струя воды, четко видная на фоне черных базальтовых скал, ниспадала откуда-то из-под облаков и исчезала в бездне пропасти. На открытках мы видели этот водопад гораздо более полноводным. Кругом по скалам струятся множество мелких водопадиков. Перед самим водопадом есть небольшая смотровая площадка, выдающаяся полукругом над пропастью. На площадке – древние каменные скамейки.
  Вернулись к развилке и, вдохновленные увиденным на Risco, вознамерились продолжить нашу прогулку по леваде 25 Fontes – 25 Фонтанов и даже начали спускаться вниз. Профиль дорожки резко изменился. Круто вниз вела узкая каменистая тропинка, жесткая, с торчащими острыми углами камней. Тут мы вдруг резко обратили внимание на обувь туристов, обгонявших нас в направлении вниз и с тяжелым дыханием возвращавшихся наверх: все без исключения были в горных ботинках и к тому же вооруженные альпенштоками. И мы поняли, что не готовы сегодня взять эту высоту.

Будучи людьми благоразумными, наверное, в связи с возрастом, мы единогласно решили не искать приключений и не портить себе столь прекрасно проводимый отпуск. И повернули назад. Под впечатлением относительной неудачи, спрятав подальше гордыню, даже воспользовались услугой минибуса и поднялись наверх к машине.
  По уже знакомой дороге без приключений вернулись домой, даже ужинали дома, а неистраченную энергию отдали в очередном спарринге в настольный теннис.

Последний день на Мадейре. Хотелось просто отдохнуть перед дальней дорогой обратно. К тому же забарахлила машина, появились какие-то ненормальные шумы при езде. Снова не захотели испытывать судьбу. Поэтому полностью провели день в отеле: на балконе, на бассейне, в игровом зале. Только вечером прогулялись по набережной и устроили прощальный ужин в очень уютном ресторане на площади возле супермаркета.

Последний раз позавтракали в наших очень гостеприимных хоромах. Пришел Ян. Очень тепло поблагодарили и попрощались. Ровно в 11 часов нас ждал минибус. Отдали ключи от номера и машины портье и поехали в аэропорт.
  Нам как никогда не хотелось заканчивать наш отпуск на Мадейре, настолько комфортно мы чувствовали себя здесь. Сошлись на том, что не помешало бы еще 3-4 дня. Ну, что ж, учтем на будущее: Мадейра – это тот уголок на земле, куда, побывав однажды, очень хочется вернуться!