top of page

Время поездки:

Аэропорт:

Основной целью путешествия была Мадейра, а Париж возник как прекрасное дополнение к поездке. Мы еще не были в Париже, а еще одна из наших пар была, но в уже далеком 1994.

Итак, утром 7 сентября Boeing-757 израильской авиакомпании El-Al благополучно доставил нас в парижский аэропорт Charles de Gaulle. Без проблем получили багаж и вышли в зал прибытия. Здесь нас ожидал представитель транспортной кампании, у которой мы купили трансфер аэропорт – гостиница.
  Кстати, очень неплохой вариант для тех, кто первый раз в Париже. Стоимость трансфера примерно равна стоимости поездки на такси, но вы заранее знаете сумму (мы оплатили ее еще в Израиле и на руках у нас был только ваучер) и поэтому исключены всякого рода накрутки со стороны не всегда добросовестных таксистов.
  Нас собралось человек десять и комфортабельный минибус повез нас в гостиницу. Поездка превратилась в первую экскурсию по городу. Водитель, его звали Клод, что-то пытался рассказывать на смеси французского и английского. При этом когда на дороге возникала сложная ситуация, он выдавал истинно французское "О-ла-ла". Сначала мы ехали по промышленным пригородам Парижа, заехали на Montmartre, затем в район Opera, проехали по Place de la Concorde и, наконец, приехали на Montparnasse, на улицу Brancion, где располагался наш отель Home Moderne.

Несколько слов о гостинице.
  Я искал недорогую (50±5 Euro), но достаточно комфортабельную гостиницу в хорошем районе Парижа. Сначала я обратил внимание на гостиницы сети Etap. Гостиницы этой сети подходили по цене и комфорту (в меньшей мере). Но потом пришлось отказаться от этой идеи. Мы не планировали брать машину в Париже, а все гостиницы Etap находятся далеко от центра.
  Наконец, нашел, что хотел, в Интернете через форум на сайте www.infrance.ru. Кстати, очень полезный сайт для тех, кто собирается в Париж или Францию. Гостиница также имеет свой сайт, можно сделать заказ online.
  Гостиница небольшая, частная, без звездной классификации. Я бы оценил ее как 2*. Расположена в обычном 7-этажном доме, переоборудованном под гостиницу. Лобби практически нет, так, небольшой коридор. Рецепшн – крошечная комнатка, где сидит хозяйка или ее дочь. Есть лифт. На табличке в кабине лифта написано, что он рассчитан на четырех, наверное, лилипутов, потому что мы с трудом помещались вдвоем. А все мы нормальной комплекции без выдающихся частей тела (извините, за интимные подробности).
  Я читал рассказы туристов, повествующие о тесноте номеров в парижских гостиницах. Тогда нам повезло, так как в этой гостинице номера относительно просторные. По крайней мере, широкая двуспальная кровать, столик, тумбочка с телевизором, стеной шкаф и еще можно свободно передвигаться в номере. Туалет с умывальником и душевой кабинкой (именно так: кабинкой, а не кабиной). Кроме того, у нас был номер-студия, поэтому еще был шкафчик с посудой, микроволновая печь(!), электроплита и мойка. В качестве ключа – магнитная карточка. Все целое, чисто, аккуратно. Словом, не считая некоторой тесноты душевой кабинки и сопоставимой с ней по размеру кабинки лифта, гостиница вполне соответствовала нашим требованиям. Да, еще маленький облом: мы заказывали гостиницу через Интернет и нам был положен завтрак, но младшая хозяйка, которая нас принимала, без тени сомнения сказала, что это неправильно и завтрак, если мы захотим, надо оплачивать отдельно.
  Еще следует отметить район гостиницы: тихий, спокойный спальный район, благополучный с криминогенной точки зрения, где проживает средний класс, не шикарно, но в достатке. Сама улица Brancion, наверное, типичная улица для такого района, с односторонним, не очень интенсивным движением, с нешироким тротуаром. В квартале от гостиницы – парк Georges Brassens.
  Примерно на равном расстоянии от гостиницы (около 700-800 м) три станции метро: Convention, Plaisance, Porte de Vanves. Мы пользовались первой. Во-первых, она находится на удобной, с нашей точки зрения, линии, во-вторых, просто дорога от гостиницы до этой станции нам показалась более привлекательной и веселой. С нашей улицы мы поворачивали на Rue de Vouille, которая переходила в Rue de la Convention. Здесь много магазинчиков, ресторанов, кафе, кондитерских, супермаркет сети Champion. Мы без труда находили где позавтракать. Тут же мы облюбовали уютный ресторанчик Bistro Romain, в котором очень неплохо ужинали несколько раз.
  Я так многословно описываю гостиницу и район, что вы вправе спросить: а где же Париж, где восторг по поводу "праздника жизни, который всегда с тобой"? А нам хотелось увидеть не только праздничный, парадный Париж, туристическую Мекку всех времен и народов, но увидеть и почувствовать его изнутри. Поэтому искали гостиницу в нетипичном для туристов месте. Утром мы поднимались достаточно рано, шли вместе с парижанами по улице в метро, по дороге заходили в кафе, пили кофе, но в отличие от парижан, заедали огромным горячим багетом с ветчиной и сыром. Снова шли по улице и вместе с парижанами спускались в метро.

Кстати, о парижском метро. Опять-таки перед поездкой столкнулся с противоречивым мнением о метро Парижа. Одни утверждали, что оно не идет ни в какое сравнение с московским метро, другие, наоборот, отмечали удобство и функциональность. Я однозначно соглашусь со вторыми. Еще добавлю, что метро на удивление чистое и ухоженное. А продуманность линий в сочетании с короткими пробегами между станциями действительно делает метро самым удобным транспортом в Париже. Мы быстро усвоили простой алгоритм нахождения самого удобного маршрута.
  Могу поделиться. Прежде всего, надо знать, что каждая линия имеет номер и цвет на схеме. Например, станция Convention находится на 12 линии, имеющей зеленый цвет. Каждая линия имеет две конечные станции (кольцевых линий, насколько я понял, нет). Так, 12 линия с одной стороны заканчивается станцией Mairie d'Issy, с другой – Porte de la Chapelle. Конечные станции являются ориентиром при выборе направления движения. Еще есть множество узловых станций, где можно перейти на другие линии. Везде на станциях и в вагонах есть цветные схемы линий метро и указатели. На всех указателях всегда указан номер линии и направление движения – одна из конечных станций. То же самое написано на головном вагоне поезда. На узловых станциях отмечены номера линий для перехода.
  Итак, сначала находите ближайшую станцию к месту, где вы находитесь, по схеме уясняете номер линии и ее конечные станции, затем находите целевую станцию поездки и ее линию. Если целевая станция находится на той же линии, вам осталось определить направление и идти в соответствии с нужным указателем. Например, на станции Convention до станции Solferino (там находится Musee d'Orsay) вам нужно следовать по указателю "12 Porte de la Chapelle".
  В более сложном случае, требующем перехода с линии на линию, действуете так. К примеру, вам нужно попасть со станции Convention на станцию Сharles de Gaulle Etoile (оранжевая линия номер 1 La Defanse – Chateau de Vincennes). Линии 12 и 1 пересекаются на узловой станции Concorde. Сначала, как в предыдущем примере, следуете по указателю "12 Porte de la Chapelle" и едите до станции Concorde. Затем, на этой станции идете по указателю "1 La Defanse" и едите до станции Сharles de Gaulle Etoile (здесь выход к Arc de Triomphe).
  Надеюсь, я не утомил большинство читателей, которые сами или уже разобрались, или еще разберутся в нехитрых сплетениях парижского метро. А, может быть, кто-то все-таки найдет для себя полезное в моих сухих строках. Кстати, еще совет по поводу билетов в метро. Если вы в Париже несколько дней (3-5), берите карне (carnet), пакет из десяти билетов. Удобно – не надо каждый раз обращаться кассу, и дешевле: 10.50 вместо 14 за десять отдельных поездок.

Еще об одном мифе хочу высказать свое мнение - об отношении парижан к туристам. Перед поездкой много читал о якобы неприветливом, даже хамском отношении парижан к приезжим. Не знаю, может быть, нам повезло, но со стороны парижан нам везде сопутствовала доброжелательность и желание помочь. И у меня маленький вопрос к тем, кто сетует на высокомерие парижан: а вы здороваться пробовали? Элементарное "бонжур" в начале разговора или обращения и столь же элементарное "мерси" в конце практически всегда гарантирует доброжелательное и участливое отношение к вам любого парижанина. Во всяком случае от общения с парижанами у нас осталось самое благоприятное впечатление. Приведу две характерные ситуации.
  Мы должны были вернуться с Мадейры в Париж и остановиться на одну ночь в той же гостинице. Рейс с Мадейры прибывал поздно вечером и мы попадали в гостиницу, когда на рецепшн уже никого нет. Т.е. перед отъездом на Мадейру нам нужно договориться, чтобы нам где-то или через кого-то оставили карточки (все уже оплачено). Сложность ситуации в том, что старшая хозяйка, с которой пришлось договариваться, говорит только по-французски, а наши познания на этом языке позволяют читать разве что названия станций метро.
  Короче, мы столкнулись с полным непониманием договаривающихся сторон. Обе стороны уже начали нервничать: хозяйка не может понять, что от нее хотят четверо вроде бы солидных людей, но не понимающих простой и родной французский, а мы – просто от бессилия разрулить ситуацию. Берем тайм-аут и переносим переговоры на следующий день в надежде, что уже будет младшая хозяйка и с ней мы договоримся по-английски.
  Однако на следующий день нам снова улыбалась наша милая мадам. Но мы были уже готовы к этому. Вовремя поняли, что это наша проблема и только мы сами можем помочь себе. Обзвонив родных и знакомых (благо, несколько мобильных телефонов под рукой), получили телефон знакомой парижанки, которая говорит и по-русски, и по-французски. Быстро объяснили что и как, дали трубку нашей мадам.
    Вы бы видели, как она засветилась, услышав родную речь! После объяснений она взяла одного из нас за руку и подвела к специальному ящику и показала, где для нас будут оставлены конверты с номерами комнат и магнитными карточками. Мы уезжали на Мадейру рано утром и мадам дважды приходила к нашим комнатам удостовериться, готовы ли мы к отъезду. Затем вышла на улицу к такси проводить нас и пожелать счастливого пути. Кстати, все, о чем договаривались, сработало четко и мы без проблем добрались до своих номеров.
  Вторая ситуация. В районе Galeries Lafayette зашли как-то пообедать в кафе. Сидим, едим, разговариваем, естественно, по-русски. Рядом за столиком тоже обедают два обычных парижанина, тоже разговаривают, естественно, по-французски. Вдруг, краем уха слышу, что в их разговоре проскакивают русские словечки. Думал, показалось. А они встали и, проходя мимо нас, один на чистом русском, другой – с акцентом, говорят, обращаясь к нам: "Добро пожаловать в Париж!". А кто-то говорит, что парижане не любят приезжих.
  Наши маршруты. Планируя маршруты прогулок, мы отдавали себе отчет, что не сможет посмотреть все, что хотим. Поэтому мы заранее исключили загородные прогулки (Версаль, Фонтенбло и т.д.). Оставим на следующий раз.
Конечно, нет смысла здесь подробно описывать все достопримечательности, где мы побывали. Все уже давно и подробно описано не один миллион раз. Я просто кратко перечислю в хронологическом порядке те места, где мы побывали. Может быть, кому-нибудь пригодиться при подготовке к поездке в Париж.
  Как правило, мы начинали и заканчивали наши прогулки на ставшей уже домашней станции метро Convention, добирались до заранее намеченной станции и уже отсюда начинали пешие прогулки:
- метро Сoncorde – площадь Конкорд (Place de la Concorde) – сад Тюильри (Jardin des Tuileries) – Елисейские поля (Avenue des Champs Elysees) –метро Champs Elysees Clemanceau – метро Anvers – фуникулер – собор Сакре-Кёр (Basilique du Secre Coeur) – бульвар Рошешуар (Boulevard de Rochechouart) – бульвар Клиши (Boulevard Clichy) – кабаре Мулин Руж (Moulin Rouge) – метро Blanche;
- метро Cite – Дворец Правосудия (Palais de Justice) – дворец Консьержери (Conciergerie) – часовня Сен-Шапель (St. Chapelle) – собор Парижской богоматери (Notre Dame de Paris) – набережная Сены вдоль собора – мост Сен-Мишель (St. Michel) – Латинский квартал (Quartier Latin) - университет Сорбонна (La Sorbonne) – Пантеон (Pantheon). Здесь мы разделились: одна пара пошла в Музей д'Орсе (Musee d'Orsay), другая - в Люксембургский сад (Jardin du Luxembourg). Вечером сошлись в гостинице и поехали на прогулку к Эйфелевой башне (Tour Eiffel);
- метро Trocadero – площадь Трокадеро – дворец Шайо (Palais de Chaillot) – мост Йены (Pont d'Iena) – Эйфелева башня (Tour Eiffel) – Марсово поле (Champ de Mars) – Военная Академия (Ecole Militaire) – Дом инвалидов (Hotel des Invalides) - Музей Армии (Musee de l'Armee) – мост Александра III (Pont d'Alexandre III) – прогулка по Сене на катере - прогулка по Монтпарнасу;
- метро La Defense – Дефанс "парижский Манхеттен" – Большая Арка (Grande Arche) – смотровая площадка на Большой Арке – метро Charles de Gaulle Etoile – Триумфальная арка (Arc de Triomphe) – метро Opera – Опера Гарнье (Opera Garnier) – Вандомская площадь (Place Vandome) – улица Риволи (Rue de Rivoli).

И в заключение об общих впечатлениях. Конечно, Париж это ПАРИЖ! Мы на себе ощутили влияние неосязаемой и непередаваемой парижской ауры и все время находились в каком-то необычно приподнятом настроении. Мы получили истинное наслаждение от прикосновения к легендарному прошлому в виде дворцов, соборов, памятников, от созерцания грандиозной архитектуры парижских проспектов и улиц, от сооружений, символизирующих неисчерпаемую глубину человеческой мысли и, особенно, от прогулок по улицам и паркам. И мы обязательно снова приедем в Париж.